НА ПОРОГЕ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья подростков

Как известно, подростки переживают кризис, связанный с их переходом в новое качество — взрослое состояние. Но это время является трудным не только для самих подростков, но и для окружающих их взрослых. Повышенная эмоциональная чувствительность подростков, их неустойчивость, реакции эмансипации могут существенно осложнить как учебный, так и воспитательный процесс. Поэтому необходимо, чтобы родители понимали нормальность данного кризиса, его необходимость.

Кризис, или критический период, является периодом качественных позитивных изменений, результатом чего становится переход личности на новую, более высокую ступень развития. Основными характеристиками кризисных периодов можно считать следующие:

— наличие резких изменений в короткие отрезки времени;

— неотчетливость границ кризиса;

— присутствие конфликтов с окружающими и трудновоспитуемость ребенка;

— наличие разрушения в развитии, то есть «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии».

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ

Оптимальным результатом прохождения подросткового кризиса является достижение идентичности, то есть личностной целостности, постижение подростком своих возможностей, осознание ценности своей индивидуальности. Однако часть подростков по разным причинам не проходит кризис идентичности. Некоторые некритично следуют предписаниям родителей, значимых взрослых, не проходя через период принятия самостоятельных решений. Такие подростки не проявляют признаков трудновоспитуемости, достаточно удобны как педагогам, так и родителям. Другие же просто не ставят для себя вопросов, характерных для кризиса, ориентируясь в основном на получение удовольствия от жизни.

Какова же перспектива развития подростков, не разрешивших по тем или иным причинам кризис идентичности? Возможны два основных варианта.

Первый — это особо острое протекание последующих возрастных кризисов: молодости, середины жизни, встречи со старостью. При этом вероятнее всего трудности будут присутствовать именно в период молодости, начиная с 18 лет, когда возникнет необходимость решать вплотную вопросы профессионального и личностного самоопределения.

Второй вариант — это прекращение развития подростка, дальнейшее функционирование его только для обеспечения основных жизненных потребностей, впоследствии ранняя личностная инволюция.

ИСТОКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Общеизвестно, что этот возраст характеризуется повышением агрессивности у большинства ребят. Некоторые подростки становятся полностью неуправляемыми.

Прежде всего родителям необходимо понять, что ребенок не рождается агрессивным, хотя, безусловно, биологические предпосылки могут существовать. На развитие агрессивности влияют взаимоотношения в семье подростка, стиль его воспитания. Чаще всего агрессивный подросток вырастает в семьях с незрелыми методами регулирования дисциплины, когда родители непоследовательны и непредсказуемы в выборе реакций на отклоняющееся поведение. Им обычно не хватает терпения или времени научить ребенка следовать определенным правилам поведения. Кроме того, они выбирают неэффективные способы реагирования на агрессивное поведение подростка: либо слишком терпимое, либо излишне жесткое. Однако попустительское отношение к проявлениям агрессивного поведения позволяет ему перерасти в привычное. А использующие жесткие наказания родители оказываются для детей примером агрессивности. Кроме того, в этом случае подростки учатся противостоять родителям. И если они все-таки меняют свое поведение, то оно не становится внутренней ценностью. Получается, что наказание заставляет подростка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.

МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Каковы должны быть реакции взрослых в отношении агрессивного поведения? Как уже говорилось, резкое подавление агрессивности, строгие наказания или попустительство приводят к закреплению агрессивного поведения. А склонный к суровому наказанию родитель невольно подает ребенку пример агрессивного поведения.

Строгость родителя может привести к подавлению агрессивных импульсов в его присутствии, но зато они могут бурно выплескиваться, когда его нет.

Однако отсутствие всяких наказаний приводит также к закреплению агрессивности. Поэтому перед родителями стоит достаточно трудная задача: нужно найти способы разумного подавления агрессивности. При этом обязательно нужно разъяснять справедливость наказания, чтобы итогом его было появление у ребенка чувства вины, но не страха и враждебности к наказующему. Необходимо помнить, что наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка: акт наказания должен осуществляться по возможности сразу после осуществления агрессивного поступка. Имеется в виду, что временной разрыв между проступком и наказанием должен был минимален. Это необходимо для того, чтобы подчеркнуть неприемлемость данного поведения. Кроме того, немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от совершенного поступка.

И наконец, нужно по возможности предлагать подростку альтернативу поведения, за которое он наказывается, чтобы заложить фундамент будущих поощрений.

Подростки не имеют привычки задумываться над последствиями своих поступков, они не извлекают пользы из своего негативного опыта, и у них неоднократно возникают одни и те же затруднения. Поэтому полезно обсуждать с ребенком причины, вызвавшие агрессивные действия, и их последствия.

ГЛУБОКОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ

Возможно, многие скажут, что современным подросткам ничего не нужно. Однако это далеко не так. Внешняя сумбурность, иногда асоциальность поведения подростков чаще всего является защитой: от тревог, сомнений, страха перед окружающим миром.

Многие психологи и психиатры отмечают, что в подростковом возрасте основным страхом является страх смерти. Подростки не сообщают об этом взрослым и даже отрицают наличие такого страха. Но если внимательно присмотреться к поведению детей этого возраста, то за стремлением подростков к различным рискам, то есть своеобразной игрой со смертью, просматривается стремление победить смерть и страх перед нею.

КТО ВИНОВАТ?

Достаточно четко страх смерти проявляется при психологическом изучении учащихся. Так, заканчивая предложение: «Большинство моих знакомых не знает, что я боюсь…», 78% подростков указали на страх смерти. Они боятся, например «заболеть неизлечимой болезнью: СПИДом, раком», «тех мучений, которые могут ждать любого перед смертью», «несчастного случая, неизличимой болезни, войны».

Понятно, что значительную долю ответственности за страхи подростков должны принять средства массовой информации. Но СМИ имеют влияние не только на подростков. Почему же страх смерти столь остро выражен именно у них? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо немного углубиться в историю и вспомнить о подростковых инициациях — обрядах, которые существовали в древности. Эти обряды помогали подросткам достойно пройти столь важный для них период качественных изменений в жизни. Итогом этого периода является приобретение взрослого статуса в социальном и сексуальном плане.

НОВОЕ РОЖДЕНИЕ

Интересно, что при всем многообразии форм обрядов инициации обязательным компонентом в них было наличие таинства смерти — нового рождения. Это таинство в символической форме представляло идею о том, что для рождения новых качеств необходимо отмирание или разрушение старых. Причем процесс разрушения может быть достаточно долгим и болезненным для подростка.

В процессе инициации подросток в той или иной форме символически умирал, затем рождался. Понятно, что такие действия снижали уровень страха смерти. Кроме того, они давали подростку понимание того, что для рождения новых качеств необходимо, чтобы исчезли старые. И всякое заслуженное новое приходит через преодоление трудностей и напряжение воли.

В определенной степени функцию инициации еще не так дано выполнял прием в комсомол, который отражал переход подростка на более взрослую по сравнению с пионерской ступень жизни, включал молодых людей в определенную систему ценностей.

Современным подросткам общество не оказывает помощи через инициацию в обретении взрослого «Я», в понимании себя, своих прав, обязанностей, сил и возможностей. Молодые люди приходят к этому самостоятельно, часто через довольно трудную внутреннюю работу. И в этот период, когда «Я» человека только формируется, появляются страхи потери себя, чувства самотождественности, собственной личности.

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ

Подростки защищаются от страха смерти либо депрессией, либо негативизмом, либо агрессивностью.

Родителям же нужно знать о том, что особо бережно нужно обращаться с ребенком, когда «умирает его детство» (Франсуаза Дольто). Родитель может предоставить подростку возможность говорить об этом. Понятно, что это достаточно тонкий вопрос. И его можно обсуждать при наличии высокого уровня доверия подростков к родителям.

Такие разговоры, с одной стороны, помогут снизить уровень страхов у подростков, с другой — подведут его к осознанию смысла собственной жизни. Ведь известно, что отношение человека к смерти определяет его отношение к жизни в целом.

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ

Непонимание родителями изменений, происходящих в подростке может привести к их стремлению сохранить жесткий контроль над ребенком или «повернуть назад его развитие», отвержению родителями новых качеств подростка и возврата старых детских: послушания, ласковости и т.п.

Большинство родителей жалуются, что ребенок вдруг резко изменился, стал раздражительным, закрытым, непослушным. И хотят вернуть контроль и сделать подростка таким, каким он был прежде. Таким образом родители на самом деле хотят получить помощь, но не видят необходимости в оказании помощи своему ребенку. Поэтому первоочередная задача родителей сориентироваться на оказание помощи своему ребенку в достаточно сложный для него жизненный период.

ОЛЬГА ХУХЛАЕВА,
доктор психологических наук,
доцент кафедры психологии развития МПГУ, г. Москва